История происхождения покера: как родилась легенда карточных игр?

История происхождения покера: как родилась легенда карточных игр?

На протяжении большей части истории гемблинга большинство исследователей полагали, что покер имеет древнее персидское происхождение. Например, в 1895 году генерал Альберт Хаутум-Шиндлер сказал об игре «Ас-Нас» следующее:

«Ас» в точности похожа на покер, но без флашей и последовательностей комбинаций. В ней участвуют четыре человека, и каждый из них получает пять карт, сдаваемых справа налево. Далее идут следующие действия:

  1. Дилер делает ставку. 
  2. Первый игрок смотрит на свои карты. Если он ходит, он говорит «dîdam» (я видел) и покрывает ставку или повышает ее. 
  3. Если он не хочет продолжать, он говорит nadîdam (я не видел) и сбрасывает руку. 
  4. Он также может «уйти», не глядя на свою руку, то есть, говоря современным языком, сфолдить, и сказать nadîd dîdam (не видел, я видел). 
  5. Второй игрок, если он хочет продолжать участие в партии, должен покрыть ставки, а также может поднять их. 
  6. Затем третий игрок и дилер уравнивают или повышают, и когда ставки уравнены, карты вскрываются, и обладатель лучшей руки забирает банк.

Более поздние исследования поставили под сомнение эту теорию, хотя она и кажется убедительной. В своей книге «Cowboys Full: The Story of Poker» автор Джеймс Макманус дает прекрасное и полное описание того, как покер развивался до своей нынешней, хорошо известной формы. На задней обложке книги приводится краткое изложение части материала, включенного в почти 600 страниц книги:

«В книге описывается, как первые американцы взяли французскую салонную игру и превратили ее в национальное увлечение ко времени гражданской войны».

Салонная игра, о которой идет речь, это так называемая «поке», и, как и Макманус, большинство современных историков гемблинга уверенно утверждают, что именно она является предшественником холдема, омахи и стада. 

Например, Лумис и Мальмут в книге «Основы покера» утверждают следующее:

«Когда французские колонисты прибыли для заселения территории Луизианы в 1700-х годах, они привезли с собой «poque».

Ассоциация с poque является естественной, основанной исключительно на написании и звучании слова, но достаточно ли этого, чтобы определить четкое происхождение?

Poch, Pochen, Poque

Из рассказа английского актера Джозефа Коуэлла мы знаем, что в 1829 году в Новом Орлеане проводилась подобная современным холдему и омахе игра. Использовалась снятая двадцатикарточная колода, и четыре участника партии делали ставки на то, у кого самая сильная пятикарточная рука. 

Итак, каковы правила «поке»? 

К счастью, в нее играют и сегодня, преимущественно в Германии, где она известна как poch или pochen. Она имеет впечатляюще долгую историю: в Страсбурге она был популярна еще в 1441 году. Таким образом, в следующий раз, когда вы сядете за стол, вы будете участвовать в развлечении, которому почти семь веков!

Вот только есть один нюанс. Кроме того, что в ней используются обычные игральные карты, «поке» имеет несколько слабое отношение как к холдему, так и к другим разновидностям.

Первая брешь в повествовании становится очевидной, если посмотреть на доску (покбретт), которая используется в поке.

Это странное устройство становится более понятным, если рассматривать его в контексте правил поке. Они довольно длинные, но в общих чертах их можно разбить на четыре этапа:

  1. Сначала каждый участник кладет по фишке в каждый из «пулов» на покбретте.
  2. Затем сдаются карты, последняя из которых переворачивается лицом вверх.
  3. Масть этой карты определяет «масть оплаты». В первом раунде все получают фишки, которые они выиграли, имея на руках карту, соответствующую масти оплаты.
  4. Второй раунд — это та часть игры, где она начинает напоминать покер. Участники по очереди делают ставки на ценность своей руки. Единственные руки, которые имеют ценность, —  это каре, тройки и пары.

В поке тоже возможен блеф, так что если ставка выбивает всех остальных противников, то тот, кто ее сделал, забирает все поставленные фишки. В принципе, возможно, что этот этап не приведет к чистому выигрышу «победителя», поскольку не используются блайнды и анте.

Однако в центральном пуле покбретта остаются фишки. Их можно получить в финальной фазе, когда карты разыгрываются по порядку, например, если игрок ведет валета червей, за ним следует дама червей и так далее. Тот, кто первым сбросит всю свою руку, забирает этот «центральный» банк.

То есть, это верная теория?

Очевидно, что большинство историков гемблинга удовлетворены родовой связью между одной из фаз увлекательной poch/poque и современным покером. А сходство в названиях, безусловно, добавляет весомости идее о том, что он появился на берегах Луизианы благодаря французским поселенцам.

Однако неудовлетворительная часть этой теории заключается в том, что с точки зрения европейских азартных развлечений (не говоря уже о персидской Ас-Нас), существует множество более убедительных родственных кандидатов.

Наиболее примечателен факт существования целого семейства карточных игр, в которое входят такие развлечения:

  • испанскую primera;
  • итальянскую primiera;
  • английскую primero.

Так вот все эти игры, похоже, происходят от общего итальянского предка — gilet. Родословное древо можно проецировать вперед и включить в него такие игры, как английский «браг», который до сих пор актуален и пользуется большой популярностью.

История техасского холдема

По мнению большинства, покер попал в Америку из Европы через иммигрантов и приобрел широкую популярность в XIX веке. Он стал излюбленным развлечением в салунах маленьких городков и на реке Миссисипи, пробравшись через Среднюю Америку и на Запад вместе с поселенцами и искателями приключений.

Техасский холдем — это особый вариант, зародившийся в Техасе как разновидность классического семикарточного стада. 

Техасский холдем попал на Мировую серию в 1971 году благодаря Бенни и Джеку Бинионам, которые настаивали на том, чтобы он стал главным критерием для определения лучших из лучших. Большинство согласились с этим, и Бинионы использовали холдем в качестве основы WSOP Main Event. В итоге холдем удержался на этой почетной позиции и стал золотым стандартом турниров. 

Влияние технологического прогресса

В 1990-х годах на компьютерах появился так называемый IRC (Internet Relay Chat), который стало первой формой обмена сообщениями в интернете. Благодаря этому новшеству разработчики начали внедрять первые сетевые игры в компьютеры, и покер был одной из них. 

Planet Poker стала первой компанией, которая начала проводить партии на реальные деньги в 1998 году. Другие сайты, такие как PartyPoker и PokerStars, последовали за ней. Совершенствование технологий позволило им ввести сателлитные турниры, которые предлагали достаточно низкие входные ставки на крупные состязания. Сателлиты на живые турниры, такие как мировая серия, получили всемирное признание, когда Крис Манимейкер одержал победу в Главном событии WSOP менее чем за $100 на «PokerStars», а затем занял призовое место на турнире за $2,5 млн. в 2003 году.

Успех Манимейкера привлек внимание к онлайн-покеру, и впоследствии по всему миру открылись сотни тематических сайтов. Этот период времени в 2000-х годах стал известен как «покерный бум».

За прошедшие годы технологии оказали огромное влияние на традиционный ход партий. Автоматические тасовщики повысили скорость раундов, электронные кошельки и криптовалюта открыли новые возможности для виртуального перевода средств, образовательное и аналитическое программное обеспечение предоставило инструменты, которые позволяют гемблерам совершенствовать свои навыки и создавать карьеру и бизнес на основе своих знаний. 

Ограничения и перспективы

Несмотря на то, что онлайн-формат открыл невероятное количество возможностей для роста, правовые барьеры в определенной степени сдерживали это развитие. 

Страны по всему миру, включая США, ввели ограничения на онлайн-покер на реальные деньги, приравняв его к гемблингу. Начиная с «Закона о борьбе с незаконными азартными играми в Интернете (UIGEA)», который изгнал многих операторов из США, и заканчивая аналогичными законами в других странах, вопросы доступности, лицензирования и налогообложения стали слишком спорными.

Когда-то онлайн-партии объединяли гемблеров по всему миру через виртуальные столы, но законы последних 15 лет сократили этот глобальный охват.

Будущее покера определенно сталкивается с проблемами, связанными с законодательством и теми, кто хочет извлечь из него налоговую выгоду. Однако сам он будет продолжать объединять людей в азарте и веселье еще на протяжении многих десятилетий, а, возможно, даже столетий.

На этом все! Спасибо, что прочитали эту статью до конца. Мы надеемся, она была для вас интересной и познавательной. Оставайтесь с нами, ведь мы публикуем только самые увлекательные и актуальные материалы о мире гемблинга. До новых встреч!